Комплексное обследование крановых путей
Рельсовый крановый путь – устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.
Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ:
- проверку наличия службы эксплуатации, отвечающей за состояние рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления и составление ведомости дефектов.
В соответствии с п. 148 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» рельсовые пути не подлежат учёту в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и в соответствии с п. 264 ФНП «ПБ ПС» экспертизе промышленной безопасности не подлежат.На начальном этапе обследование крановых путей включает в себя проверку наличия проектной, эксплуатационной документации и оценку ее состояния. Проверяется наличие в эксплуатационной документации информации о крановых путях, требованиях к эксплуатации крановых путей и соответствия данной информации требованиям нормативно-технической документации. Далее проверяется наличие приемо-сдаточной документации на крановые пути и проводится сравнение соответствия требований к крановым путям, указанным в эксплуатационной документации, с требованиями приемо-сдаточной документации. Помимо этого должно быть проверено наличие справки о фактической группе классификации грузоподъемного крана в соответствии с режимом его работы. На этапе проверки службы эксплуатации крановых путей проверяется:
- наличие аттестованного обслуживающего персонала;
- приказов о назначении специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
- оценка качества работ по техническому обслуживанию путей и наличию отчетной документации — журнала наблюдений за техническим состоянием крановых путей (паспорт);
- выполнение предписаний органов Ростехнадзора, выданные до проведения обследования.
- внешний осмотр с выявлением внешних повреждений (трещины, сколы, вмятины и другие недопустимые дефекты), а также измерение геометрических размеров направляющих элементов, по которым перемещаются колеса крана, с определением фактического износа направляющих;
- внешний осмотр промежуточных, стыковых соединений и производится сравнение с требованиями, указанными в проектной и эксплуатационной документации;
- внешний осмотр состояния путевого оборудования. Производится осмотр тупиков, ограждений, ограничителей передвижения, предупредительных знаков и других элементов и производится сравнение с проектной и эксплуатационной документацией;
- внешний осмотр заземления путей и измерение сопротивления его заземления;
- выполнение планово-высотной съемки рельсовых крановых путей с использованием геодезических приборов и производится сравнение отклонений элементов рельсового пути от проектного положения в плане и профиле.